История Прибайкальского комсомола — Бурятская республиканская общественная организация «Ветераны комсомола Бурятии»

История Прибайкальского комсомола

Так нам сердце велело…

Племя комсомольское – племя патриотов

 

Александр Козин,

писатель,  журналист, краевед,

в 1970-х годах – член бюро

Прибайкальского РК ВЛКСМ

 

Сначала немного истории. Коммунистический Союз молодежи (РКСМ) как общественно-политическая организация был создан 29 октября 1918 года, в 1924-м комсомолу было присвоено имя «Ленинский», а в 1926-м к названию добавилось «Всесоюзный». Сегодня, почти сто лет спустя, иные ярые противники коммунистической идеологии утверждают, что ВЛКСМ был организацией, которая служила тоталитарному режиму. И напоминают при этом известный комсомольский девиз: «Если партия сказала «Надо!», комсомол ответит: «Есть!». Комсомол, действительно, на протяжении всей своей истории служил, верно служил, прежде всего, Родине. И вполне естественно, что именно молодежи партия, бывшая тогда «руководящей и направляющей силой» советского общества, поручала самые трудные и ответственные миссии. Комсомольцы в двадцатых годах прошлого века беззаветно строили новую жизнь, организовывали первые колхозы и коммуны, героически трудились на многих великих стройках, создавая индустриальную мощь возрождавшейся державы, шли первыми записываться в добровольцы на фронт, когда началась война, потом восстанавливали разрушенное войной, поднимали целину и строили БАМ.

Но не только на великих стройках отличился комсомол – это была организация, каждодневно воспитывавшая молодежь в духе преданности Родине, учившая жить интересами страны и болеть за ее будущее. Даже в самых маленьких деревушках комсомольцы всегда были инициаторами и движущей силой всего нового, интересного, полезного для села, района, для страны. Молодежь не тусовалась на бессодержательных дискотеках с пивом и наркотиками, а ставила интересные самодеятельные спектакли и концерты, выезжала с агитбригадами на поля и фермы, в заводские цеха и на стройки. Так что лучше давайте вспомним еще один девиз комсомольцев: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!».

И что самое замечательное: эта история и эти проникновенные слова касаются и наших недавних дел, нашего недавнего прошлого – молодёжи Прибайкалья, начиная с 20-х и кончая 80-ми годами ХХ века.

Одним из активных борцов за советскую власть в Прибайкалье был уроженец села Югово Налётов Пётр Иванович. Он юношей вступил на путь революционной борьбы. Позднее, окончив Иркутский государственный университет, исследовал в Ильинке Питателевский источник, был одним из открывателей месторождения вольфрама и молибдена в Закаменском районе. П.И. Налётов стал профессором, доктором геологических наук.

На территории современного Прибайкальского района первая комсомольская ячейка была создана в 1920 году. В неё вошли около 30 человек, среди первых комсомольцев-прибайкальцев были Александр, Вера и Надежда Осуховские, Яков Суленин, Пётр Зубарев.

Мне неоднократно приходилось общаться с комсомольцем 20-х годов Афанасием Александровичем Щербаковым. Он был организатором одной из первых на территории Прибайкалья комсомольских ячеек (так было принято называть низовые звенья комсомола в те годы). Как поведал Афанасий Александрович, Батуринская комсомольская ячейка организована была в 1923 году, в неё вошли 14 человек: Якушев Я.Н., Помулев А.С., Помулева П.П., Батурин П.Г., Ерженин А.И., Шустов Г.И., Шустов Ф.И.,  Батурин А.Н., Седунов В.П., Седунов И.И., Севергин Г.С., Шеметилов Н.К., Шеметилова Д.К. и сам А.А. Щербаков. Старшим ячейки был избран Яков Николаевич Якушев.

Первый год существования Бурятской АССР был временем бурного роста комсомольских организаций, завевавших большую популярность среди молодёжи. В те дни число комсомольских ячеек в несколько раз превышало число первых партийных организаций, особенно на селе. И там, где партийных организаций не было, комсомольцы выступали проводниками партийной линии, организаторами масс. Они с большим энтузиазмом выполняли партийные директивы, задания областных и районных органов власти. Комсомольцы дорожили доверием партии и считали делом чести оправдать доверие.

Задача комсомольцев заключалась в том, чтобы вести разъяснительную работу среди населения, присутствовать на собраниях крестьян. Занимались ликвидацией неграмотности, создавали избы-читальни, делали постановки спектаклей и на вырученные средства приобретали литературу, выписывали газеты и журналы. Комсомольцы и молодёжь сёл Батурино и Нестерово оборудовали бывший дом купца Сагана в народный дом (клуб), своими силами приобрели мебель, столы, стулья, скамейки и оборудовали сцену. Для постановок весь реквизит приносили из дома: платья, костюмы, занавески, зеркала и прочий инвентарь приходилось заимствовать у бабушек и мам – всё, что было в их сундуках…

Ответственные задачи легли на плечи комсомольцев в годы коллективизации сельского хозяйства. Как известно, у нас вплоть до 30-х годов сохранились остатки старых земельных отношений, раздел земли по мужским душам, а в некоторых деревнях по едокам. Это были патриархально-родовые пережитки. Комсомольцы вместе с коммунистами терпеливо и упорно разъясняли беднякам и середнякам преимущества коллективного труда перед единоличным. В общем, комсомол Прибайкалья, как и по всей стране, активно боролся за обновление общества, являясь авангардом этого обновления.

В годы войны комсомольцы и молодёжь Прибайкалья трудились, как и вся страна, под девизом: «Всё для фронта, всё для Победы!». Районная газета писала о примерах будничного героизма молодёжи: «В колхозе им. Чкалова Прибайкальского аймака 15-летний школьник Васильев В. вместо 2,5 га скашивает сенокосилкой до 3,2 га. Выпускник 7-го класса Коля Шангин выполняет норму выработки на 115 процентов».

Десятки, сотни комсомольцев Прибайкалья в первые дни и месяцы войны ушли на фронт, многие из них остались на полях сражений. Никогда не забудут прибайкальцы имя первого секретаря райкома комсомола Дмитрия Патрахина, который геройски сражался и погиб на фронте. Его именем названа улица в с. Турунтаево. Мне неоднократно приходилось писать об уроженце села Кома Прокопии Кирикове. Герой-комсомолец был за боевые подвиги отмечен высшей наградой СССР – орденом Ленина, а погиб за 28 дней до окончания войны на территории Германии, спасая раненого товарища.

Традиции комсомола 20-х и 30-х годов продолжили комсомольцы послевоенных лет, для которых энтузиазм и патриотизм не были пустым звуком.

Яркий пример тому – история станции Таловка и Таловского завода железобетонных конструкций, строительство которого было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В августе 1956 года на полустанок Таловка прибыла первая партия строителей: на запасных путях отцепили вагоны с надписью: «Станция, назначения — Таловка». Над полустанком и пустырём от зари до зари звенел и лязгал разгружа­емый металл, стучали молотки и топоры, гудели мото­ры, перекрывая людские голоса. Первыми были военные строители, затем их сменила молодёжь, приехавшая по комсомольским путёвкам. Рабочие натягивали палатки, наскоро строили тупики и загоняли в них опустевшие вагоны, приспосабли­вая их под жильё, складировали разгруженные мате­риалы. А следом за первыми грузами поступали новые материалы, землеройные и строительные машины, за­водское оборудование; подъезжали новые группы строителей.

С Кавказа, Украины, Поволжья, Смоленщины, Подмосковья по путёвкам комсомола прибывала молодёжь. Так началось строительство одного из крупнейших в Сибири заводов железобетонных  изделий мощностью 45000 кубометров ЖБК в год. В связи с планом ускоренного перевода  железнодорожного транспорта Сибири на электри­ческую тягу была поставлена зада­ча: в сжатые сроки возвести завод и к концу 1957 года дать электрифицируемым участкам дороги не менее 1500 железобетонных опор контакт­ной сети. Вот почему одновременно со строительством цехов завода стали возводиться временные полигоны — для начала производства опор прямо под открытым небом.

Эстафету молодёжи 50-х принял комсомол 70-х, когда станция Таловка стала одним из пунктов, откуда на БАМ отправлялись грузы для «стройки века». В июне 1981 года завод выпустил миллионный кубометр железобетона. По этому случаю в Таловке был устроен замечательный праздник, в котором автору довелось участвовать в качестве корреспондента районной газеты. В те годы комсомольской и партийной организацией Таловки руководили Альбина Колоколова, Людмила Тутаева – инициативные, грамотные, целеустремлённые девушки, которые затем успешно трудились на разных постах, имея за плечами богатый опыт комсомольской жизни.

В 1974 году в Таловке разместились ОРС «Нижнеангарсктрансстрой» и мехколонна № 138, были пост­роены их склады, и перевалочная база Таловка стала ещё и плацдармом, с которого отправлялись строители на Бу­рятский участок БАМа. Круглосуточно, днём и ночью, шли через прибайкальские сёла тяжёлые японские и немецкие грузовики на север. В то время бамовцы построили несколько мостов по всей Баргузинской трас­се, но вот руководство нашего района так и не смогло воспользоваться выгодной ситуацией и «пробить» строительство очень необходимого Прибайкалью моста через Селенгу. А возможность между тем была очень реальной…

Во второй половине 70-х, начале 80-х годов Таловку не зря называли «бамовским» посёлком, однажды сюда даже прибыл агитпоезд «Комсомольской правды», который мне также довелось встречать в качестве корреспондента местной газеты. В числе пассажиров поезда в разное время бывали такие знаменитости, как Людмила Гурченко, Иосиф Кобзон,  Алла Пугачёва,  Валентина Толкунова, Лев Лещенко, Владимир Винокур и другие. Между прочим, в числе пассажиров-агитаторов поезда был и юморист Михаил Задорнов, который через двадцать лет в одном из концертов (по ТВ так и показали) очень обидел бамовцев, сказав: «БАМ строили с одной стороны зэки, с другой — военные. А когда они встретились — комсомол отпраздновал победу». Мы-то знаем, что это неправда: БАМ строила вся огромная страна, все союзные республики, многие коллективы и предприятия, и наши таловские рабочие в том числе.

С середины 70-х до начала 80-х годов мне довелось быть членом бюро райкома комсомола, так что приходилось участвовать во многих мероприятиях и акциях, собраниях и пленумах, праздниках и субботниках. Школу комсомольского актива прошли многие бывшие и нынешние руководители и специалисты разного уровня: Владимир Нагаев, Николай Антонов, Сергей Семенов, Галина Осипова, Сергей Ананьин, Сергей Арефьев, Владимир Смирнов, Михаил Коробенков, Виктор Суховеев, Галина Горина, Валентина Хамуева, Светлана Васильева, Тамара Зекова и многие другие. Несмотря на «заорганизованность» многих мероприятий, настрой в целом был деловой, и молодёжь отличалась напористостью: каждый старался показать, что он может быть лучше, сильнее, смелее и удачливей в делах комсомолии. В те годы на слуху в районе были, например, комсомольско-молодёжные бригады: Ильи Ханхашанова с того же Таловского завода, Веры Корнаковой с Ангырской фермы, Людмилы Ланец из Иркилика, экипаж Александра Шалаева из Турки и многих других. Многим известным людям дал путёвку в жизнь Прибайкальский райком ВЛКСМ. Среди них можно назвать знаменитого писателя Исая Калашникова, который в начале 50-х годов был секретарём комсомольской организации Итанцинского леспромхоза. Его жена Екатерина Викторовна, позднее работник Совмина республики, тоже была активной комсомолкой в селе Кома и Прибайкалье.

Всех их отличало и отличает неравнодушное отношение к делу, любовь к своему району, к Родине. Патриотизм – как бы общий знаменатель, который объединяет разные характеры и судьбы.

Ирония истории: комсомольцы 20-х годов жили под лозунгом Маяковского: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем», сегодня эти самые буржуи раздувают пожары «оранжевых революций» в наших бывших союзных республиках и покушаются на российскую государственность. Может, пора вспомнить ещё один комсомольский лозунг 20-х годов: «Буржуи, – под стол, идёт комсомол!»?

[Прибайкалец 18 февраля 6]